Электромобили. Как Китай стал лидером?

Электромобили. Как Китай стал лидером?

В гонке за электрификацию автомобилей Китай установил высокую планку. Признание того, что электромобили дадут им явное преимущество, чтобы стать крупным игроком на мировом автомобильном рынке. Поэтому китайские производители быстро предприняли шаги, чтобы закрепиться на рынке электромобилей. Несомненно, им помогала огромная государственная поддержка, но также и принуждение. 
В гонке за электрификацию автомобилей Китай http://electro-car.by  установил высокую планку. Признание того, что электромобили дадут им явное преимущество, чтобы стать крупным игроком на мировом автомобильном рынке. Поэтому китайские производители быстро предприняли шаги, чтобы закрепиться на рынке электромобилей. Несомненно, им помогала огромная государственная поддержка, но также и принуждение.

По данным специализированного портала JATO, кризис Covid-19 вызвал реальные опасения, что нынешние экономические трудности могут побудить правительства (в основном в Европе) ослабить экологические и топливные требования к производителям автомобилей, испытывающим трудности, или уменьшить поддержку покупки электромобилей. и направить эти средства на другие цели.

Пока этого не произошло, но Китай, который тоже борется, продлит свои субсидии на покупку электромобилей до 2022 года, хотя изначально планировал отменить их в этом году.

Стремительно меняющаяся мировая ситуация и государственная поддержка закупок новых электромобилей приводят к тому, что хотя европейский рынок пока еще сильно отстает от Китая (но значительно опережает Северную Америку), он развивается такими темпами, что весьма вероятно, что Европа могла бы обогнать Китай по продажам электромобилей в будущем. Однако стоит знать, что стоит за феноменом китайского успеха?

Китайские правила, стимулы и потребительский спрос

По состоянию на 2016 год Китай является самым быстрорастущим и крупнейшим рынком электромобилей в мире. Система стимулирования покупок и политика государственного вмешательства сыграли ключевую роль в развитии китайского рынка электромобилей. Помимо систем поддержки продаж и производства (в том числе поддержки стартапов, связанных с производством электромобилей), государство также поддерживает строительство сети зарядки электромобилей.

 

На национальном уровне правительство предоставило огромные инвестиции и субсидии как китайским предприятиям, так и потребителям. И хотя Китай — не единственная страна, субсидирующая автопроизводителей, основное отличие состоит в том, что импортные автомобили никогда не подпадали под действие государственных субсидий и облагались импортными тарифами.

Поэтому неудивительно, что 53,1% электромобилей в мире в 2019 году было продано в Китае (данные за январь-август 2019 года), 24,2% в Европе и 18,2% в Северной Америке. В 2020 году 42% электромобилей в мире было продано в Китае (данные за январь-август 2020 года), 36,8% в Европе и 17,7% в Северной Америке.

О масштабах рынка электромобилей свидетельствует тот факт, что в настоящее время в Китае доступно 138 моделей электромобилей, в Европе — 60, а в США — всего 17!

Несомненно, на такое положение вещей большое влияние оказывает цена электромобиля, которая в среднем составляет 29 895 долларов США за машину в Китае, 48 080 долларов США за машину в Европе и 55 233 доллара США за машину в США!

Чему мир может научиться у Китая?

Есть два решающих фактора, которые способствовали быстрому росту Китая и привели к доминированию электромобилей в стране за столь короткое время. Во-первых, это огромные капиталовложения в размере около 50 миллиардов долларов, вложенные в отрасль, в сочетании с крайне интервенционистской централизованной государственной стратегией не только поддержки производства, но и реализации общенациональной программы по созданию инфраструктуры для зарядки электромобилей.

Ориентированное на результат вмешательство

Именно сильное государственное вмешательство задало тон доминированию китайского рынка электромобилей. В 2018 году, по данным JATO, в Китае было продано более 700 000 электромобилей — это самый высокий годовой результат в мире.

Однако это результат безжалостного подхода, направленного не только на поощрение использования электромобилей, но и на отпугивание потребителей от использования бензиновых и дизельных автомобилей. Одним из таких примеров является Шанхай. Чтобы иметь возможность использовать там транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания, нужно потратить на его регистрацию 13 000 долларов США (более 50 000 злотых!), а регистрация электромобиля там бесплатна.

Сила централизованного планирования

Только благодаря централизованно-плановой экономике удалось привести к такому развитию инфраструктуры, связанной с зарядкой электромобилей. По данным МЭА (Международного энергетического агентства), количество мест для зарядки общественных транспортных средств во всем мире достигло 862 118, при этом на Китай, крупнейший в мире автомобильный рынок, приходится 60% этого количества (Global EV Outlook 2020).

Итак, является ли единственным способом быстрого развития электромобильности централизованная, планомерная политика, проводимая государственными агентами? Только ли заранее введенные правила, стимулы, а также налоги и сборы, препятствующие покупкам, определяют наш интерес к электромобилям?

Технологии Транспорт